Исторические
Фото Видео Аудио Карты

Антикварный альбом МГТК ФСТиЭ
со сведениями о ходе освоения пещеры Снежная в период 1971-1984 годов

(составители: Усиков Д.А, Немченко Т.А., Чеботарёв Н.Г., Ноздрачёв М.Н., Михалин А.В., Шакир Ю.А)

Обложка официального
городского Совета
профсоюзов.

"СИСТЕМА СНЕЖНАЯ-МЕЖЕННОГО /1370/
ЯВЛЯЕТСЯ ВТОРОЙ ПРОПАСТЬ МИРА ПОСЛЕ ПРОПАСТИ ЖАН-БЕРНАР /1535/"

Это сообщение появилось в прессе многих стран мира. На фотографии А.Дебабов у входа в п. Снежную, экспедиция 1980 г. /журнал АПН для Японии/

Система Снежная-Меженного 1971-1984

Этапы пути
Воспоминания
Публикации

"НАИБОЛЕЕ ГЛУБОКИЕ
КАРСТОВЫЕ ПРОПАСТИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОТКРЫТЫ НА КАВКАЗЕ", — предсказывал известный французский спелеолог Жан Корбель.
Профессор Московского универ­ситета Н.А. Гвоздецкий дал более точный адрес, указав на Бзыбский и Гагрский хребты.
Действительно, на этих двух хребтах открыты почти все глу­бочайшие пропасти СССР.
Среди них есть пещера, известная сейчас всем спелеологам Мира.

ЭТОТ ОГРОМНЫЙ
БЕЗДОННЫЙ МИР

СИСТЕМА СНЕЖНАЯ-МЕЖЕННОГО
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЙ

Начало её покорению было положено 9 августа 1971 года, когда спелеологи Московского государственного университета Татьяна Гужва и Владимир Глебов обнаружили на южном склоне массива Хипста огромный провал.
Осторожно двигаясь вниз, они достигли границы снега.
Дальше пещера обрывалась в шелестящую тьму. — "До центра Земли!" - заявили разведчики, вернувшись в лагерь.

ОСНОВНЫЕ МОРФОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Высота входа пещера им. С. Меженного — 2055 м
над. ур. моря пещера Снежная — 2020 м
ХРОНОЛОГИЯ
результативных исследовательских экспедиций в систему
Снежная — Меженного
в редакции
Д. Усикова

Первооткрыватели. Эпоху МГУ. 1971-1973.

На другой день спелеологи спустились в глубокий колодец и очутились на вершине огромного снежно-ледового конуса. Высотой с семиэтажный дом он занимает всю площадь необозримого зала; луч фонаря не добивает до его стен. Как назвать пещеру, было очевидно — все давно говорили о ней — Снежная. Потом гляциологии определили, что в холодной памяти конуса "заморожена" исто­рия о сотнях зим, о снегопадах и оттепелях. Чтобы спуститься с этой скользкой подземной горы, спелеологам, совсем как альпинистам, пришлось рубить ледорубом ступени и навеши­вать перила. У основания конуса первопро­ходцы долго искали выход из зала, но, увы – безуспешно! Тяжело вздохнув, они начали подъем. Только Глебов с упорством обреченного продолжал разбирать завал в углу зала. Вот уже ему кричат: «Володя! Поднимайся - твоя очередь!» В ответ громогласное: «Нашел проход!»
Глебов открыл нелегкий путь. Это был лаз, который не раз пришлось расширять скальным молотком. Воодушевлял сильный ветер. Это значило – впереди большие подземные пространства. Действительно, за узостями начались каскады колодцев. Пещера не собиралась кончаться. Зато кончились продукты. Силы удавалось поддерживать мамалыгой, сдобренной кипятком и молодым энтузиазмом.
С сожалением покидая галерею на глубине 300 метров, руководитель экспедиции МГУ Михаил Зверев оставил на стене записку, много лет воодушевлявшую спелеологов: «Впереди всего навалом!»

В ноябре 1971 года одетые в гидрокостюмы спелеологи МГУ «плыли» по снегу к Снежной, чтобы продолжить её штурм. Пещера превзошла самые смелые ожидания: все дополнительное снаряжение ушло на один Большой колодец глубиной 160 метров! Спустившись под водопадом на его дно, Николай Чеботарев увидел, что находится в центре огромного зала, среди гигантских глыб завала. И только где-то высоко – маленькие звездочки фонарей: друзья, оставшиеся для страховки на уступах, с надеждой смотрят на него. Совсем как звезды родного университета на Ленинских горах — так на плане Снежной появился Университетский зал.
Летом 1972 года М. Зверев организует третью экспедицию в Снежную. Под землей было установлено несколько подземных лагерей, самый нижний в Университетском зале на глубине 450 метров. Это была первая в СССР подземная экспедиция такого масштаба в сложную пещеру. Она завершилась блестящим успехом: в насыщенной всевозможными препятствиями пропасти была достигнута глубина 700 метров — новый рекорд СССР!
Ниже Университетского зала начинается ручей, впадающий потом в реку. Главным препятствием на пути спелеологов встали глыбовые завалы, найти проход через которые было не просто. Мощный завал № 5 на глубине 700 метров не смогли преодолеть ни спелеологи МГУ, ни участники многих других экспедиций в последующие годы.

Из воспоминаний В. Глебова об экспедиции МГУ в пещеру Снежная летом 1972 года.

Случай, о которой я хочу рассказать произошел с нашей группой в составе Муси Григорян, Леши Захарова и меня.
... Подошло время отправляться в обратный путь. Мы вски­пятили чай, съели перекус и заменили севшие батарейки. К это­му моменту Мусино головное освещение окончательно отказало, и в обратный путь она отправилась с фонарей в руке.
Метрах в пятидесяти от Пятого завела нам надо с левого (по ходу) карнизика перепрыгнуть по глыбам на правую сторону реки. Леша и Муся уже на правей стороне, готовлюсь перепрыгнуть на торчащий из воды камень и я. Вдруг выступ, о который я опирался левой рукой, вылетает из стены, и в вертикальном положении, ногами вниз, я падаю в реку. Течение подхватывает меня, проносит несколько метров и аккуратно прислоняет спиной к большому камню, торчащему из воды как раз посередине реки. Все это происходит так быстро, что я не успеваю понять, что же со мной происходит, и на секунду застываю около камня в нелепой позе по грудь вводе с булыжником в левой руке.
Но ледяная вода, обжигающая пятку сквозь дырку в гидрокостюме, выводит меня из остолбенения. С проклятьем швыряю в воду бу­лыжник и, не разбирая дороги, выскакиваю на правый берег реки Мусе и Лешке.

Возле Четвертого завала щель прохода сужается метров до двух, потолок опускается, а каменных глыб вводе нет. Чтобы продвинуться дальше, надо спуститься и идти прямо по дну, по грудь в воде. Но течение здесь очень сильное, и очевидно, что нас собьет с ног. Мы стоим на узеньком карнизе в полуметре над водой и не можем понять, как же мы прошли это место по пути сюда и почему оно нам не запомнилось. Вероятно, уровень воды повы­сился, а мы до сих пор этого не замечали. Но надо что-то делать, не идти же назад! Я прошу Лешу слазить наверх и посмотреть, нельзя ли преодолеть этот участок скалолазанием. Он карабкается на стену и через несколько минут сообщает, что в этом месте потолок низкий и пройти по верху нельзя.
— Ну, тогда слезай, – говорю я ему и, наступив на последний торчащий из воды камень, пытаюсь разглядеть, нельзя ли пройти эти несчастные десять метров, цепляясь за выступы на противоположной стене.
Вдруг раздается сзади крик. Оборачива­юсь и вижу свалившегося в воду Лешу и Мусю, которая прыгает вслед за ним. Лешка упал в воду спиной, течением его протащило, заклинило каску под водой между камней, перевернуло вверх ногами, опрокинуло и, наконец, швырнуло грудью на выступающий камень. Здесь Муся догнала его и вытащила за шиворот на карниз. Когда я к ним подбежал, Леша был уже вне опасности. Отдышавшись, он объяснил, что у него, как и у меня, вылетел из под руки камень, что он чуть не задохнулся под водой, когда его заклинило, ничего себе не сломал, но сильно ушибся о камни.

Я пошел снова отыскивать обратный путь и обнаружил, что камень, на котором я только что стоял, скрылся под водой и что вода на глазах прибывает.
Тут меня осенило - я вижу наводок в пещере, о котором, до сих пор только читал в книгах и слышал из рассказов товарищей,
— Ребята, это паводок! Скорее все назад, на Пятый завал, закричал я и кинулся к Мусе и Леше.
Мы пробежали несколько метров по карнизу назад и оста­новились. Поздно! Путь, еще несколько минут назад свободный, был уже закрыт. Камни, по которым надо было переходить на другую сторону реки, уже скрылись под водой. Невдалеке струя реки, ударяясь о камень, фонтаном разбрызгивалась на высоту полутора метров, перекрывая всю ширину цели.
Лешка, только что испытавший на себе норов подземной реки, сказал:
— Нет, ребята, здесь нам не пройти…
Мы оказались отрезанными на узком карнизе шириной сантиметров тридцать и длиной метров шесть. Вода прибывала на глазах, и было ясно, что карниз этот зальет в ближайшие минуты.
— Леша, когда ты лазил наверх, не заметил ли ты какого-нибудь выступа или щели, в которой можно было бы отсидеться? спросил я.
Там была одна щель, но в ней с трудом поместится один человек, – ответил Леша.
Однако делать было нечего, и мы полезли наверх. Щель действительно оказалась очень маленькой. Целиком в неё втиснулась только Муся. Леша влез наполовину, а мне пришлось поместиться у них в ногах на маленьком выступе размером 20 на 30 сантиметров и сидеть, свесив ноги над ревущей внизу рекой. Под Мусю подстелили транспортный мешок и выжатые комбинезоны. Потушили свет и принялись ждать.
Сидя в темноте на уступчике, я пытался сообразить, что еще надо сделать, дойдет ли до нас вода, сколько времени нам придется сидеть, когда придет спасотряд и т.д. и т.п. Думал я, что сидеть нам придется долго – сутки, а то и двое, мы ослабеем от голода и холода и заболеем. Возможно будем терять сознание.
Тут я встрепенулся, сообразив, что, потеряв сознание, можно и сва­литься с уступа. Я зажег свет, снова одел пояс и, пристраховавшись пруссиком к какому-то выступу, заставил сделать то же самое Лешу. Муся же сказала, что она лежит заклиненная, и падать ей просто некуда. Потом мы опять выключили свет и угомонились.
Я снова начал размышлять о том, когда выйдет спасотряд, сможет ли он до нас добраться, как нас будут откачивать и транспортировать. В спа­сение собственными силами я не верил. Тут мне пришли в голову такая мысль: а что если мы за шумом реки или потеряв сознание — не услышим спасотряда? Ведь нас не так просто найти в этой щели под потолком. Надо было как-то отметить наше местопребывание. Я попросил у Муси её каску, привязал к репшнуру и спустил её вниз к воде. Теперь можно было быть уверенным, что нас найдут.
Снова потекли томительные часы ожидания. Внизу шумела река. Судя по нарастающему грохоту уровень воды все время поднимался. Время от времени я включал свет и смотрел вниз, пытаясь определить уровень воды. Но она пока была далеко.
Часов через шесть шум воды изменился. Начало стихать. Спустя неко­торое время я слез на карниз посмотреть уровень воды. Но он был ещё слишком высок, и я опять поднялся на уступ. Еще через час вода упала до прежнего уровня. Мы спустились на карниз и стали готовиться в путь. Всего мы просидели на уступе восемь часов.

"Комсомольская правда",
2 и 3 августа 1973 г.

СПЕЛЕОЛОГИ

Из воспоминаний Михаила Ноздрачева
... в 1973 году собрать мощную, сплоченную группу не удалось. Того прошлогоднего духа уже не было. Кого-то испугали трудности, кто-то разуверился в дальнейшей перспективности Снежной. Пришлось идти на объединение с группами Свердловска и Томска. Но и к этому мы по-настоящему готовы не были. Как стало ясно после поездки, работа по увязыванию различ­ных, зачастую противоречащих интересов всех участ­ников экспедиции отняла у её руководителя Миши Зверева все время, и, собственно, руководить про­хождением пещеры ему было почти некогда.

Из воспоминаний Галины Ивутиной
... Спускаемся по лугу, снег остался выше, грязно. Андрей Калмыков поскользнулся и с грохотом растянулся на склоне. Довольный Антонов: «Чему тебя только учили в альплагере?!» Через несколько метров он шлепается сам. — «Чему тебя только учили в альплагере?!» — кричит отомщенный Калмыков.
... Мы пришли к месту стоянки около Снежной, разбили лагерь и обнаружили, что Людочка Анютина, крошечная девочка, куда-то исчезла. Володя Глебов и Таня Гужва бегали по окрестным горкам, кричали, искали её. Ближе к вечеру Людочка появилась. — «А я пошла гулять устала и заснула на снежничке ...» — оправдывалась она.
,Людочка действительно могла проспать несколько часов на снежнике. Она была очень терпеливая девочка. Все три недели экспедиции она почти не ела. Выходила к завтраку, спрашивала: "Молочка нет? Яблочка нет?" Выпивала чаек или какао: "Ну, я пошла..." К концу месяца она выглядела так, что в Дурипше разговаривали с нами сначала о ней, а потом уже о наших достижениях в пещере.
Шутя говорили, что для Людочки нет непроходимых шкуродеров. Нужно только привязывать её на веревочку.,

ПЯТЫЙ
ЗАВАЛ ПРОЙДЕН!

На
снимках —
знаменитый подземный
"снежно-
фирновый
феномен"

Исследование пещеры Снежной и других сложных пещер немыслим без специального модульного жизнеобеспечения. Сейчас это прописная истина, но 10 лет назад, когда Г. Людковский, А. Морозов, Д. Усиков, В. Федотов приступили к штурмам Снежной, модульный принцип еще не существовал.
Им пришлось его открыть, пройдя через бес­конечные поиски затерявшейся в стаде мешков соли, через промокшие спички, отказывающиеся работать примуса и сушку вещей на себе.

Жизнеобеспечение спелеолога //
Азимут 24.
Спелеотуризм. Приложение к
журналу
Турист. №10. 1983.

Не только ученые?
Не только
спортсмены?

В экспедиции 1978 года приняла участие Татьяна Немченко - молодая воспитанница секции МГУ. Она оказалась талантливым спелеологом и наравне с мужчинами преодолевала Шестой, а потом и Седьмой завалы, стремительные водопады Зигзага удачи. Она страховала Д. Усикова, когда тот, использовав последние метры тросовых лестниц,спускался в очередной колодец.
Шквальный ветер яростно сеял водяную пыль вокруг вздувшегося после дождя водопада. Здесь на глубине 970 метров стало ясно, что Снежная «обошла» Киевскую, — самую глубокую тогда пропасть СССР. Могучий водопад назвали Рекордным. Это было в 1978 году, в конце августа.

Автор сопроводительного текста Д.А. Усиков

наук СССР "Природа"
№3, 1980.

86 СУТОК ПОД ЗЕМЛЕЙ
Эстафету подхватили зимой 1979–1980 годов Александр Морозов, Георг Людковский и Всеволод Ещенко. Им удалось углу бить пещеру еще на 90 метров. Всего было пройдено по вертикали 1320 метров! От тогдашнего рекорда мира спелеологов отделяли 15 метров. Всего 15 метров! Но дальнейший путь опять — в который уже раз — преграждал мощный завал.
В этой экспедиции, организованной Институтом географии АН СССР (ИГАН), велась не только топосъемка, что обычно для всех спелеологических первопрохождений, но и велись стационарные гляциологические наблюдения на леднике в Большом зале, полевые наблюдения температуры воздуха и воды (от 0° С в Большом зале, до +6,4° С в зале Пенелопы), проводился сбор подземных обитателей, сбор образцов микрофлоры в самой нижней, пока еще стерильной части , полости, велись медико-биологические наблюдения над участниками экспедиции. Впервые было применено синхронное с поверхностью синхронное с поверхностью микробаронивелирование для определения глубины полости.
Эта экспедиция поставила и еще один — своеобразный — рекорд: спелеологи проработали под землей 80 дней. Еще недавно это казалось маловероятным: постоянная стопроцентная влажность, вынужденные купания в подземной реке, неизбежный гидрокостюм, не снимавшийся по 20-30 часов подряд, плюс тусклый свет налобного фонаря в кромешной тьме и низкая температура. Однако разработанная до мелочей система жизнеобеспечения и организация подземных лагерей дали возможность не только активно работать на протяжении всей экспедиции, но и легко перейти к обычному режиму после возвращения на поверхность.

ПРИРОДА № 10 1980
МОССОВЕТА
СНЕЖНАЯ СТАЛА
ГЛУБЖЕ

Но вернемся к Олипийскому водопаду. Неподалеку от него и чуть выше, в зале ИГАН (1160) был установлен подземный лагерь. Отсюда проводились все выходы в новую часть пещеры. В основании этого 30-мет- рового водопада — гигантский зал Икс, замкнутый, без очевидного выхода, размером 70x220 метров при высоте свода около 50 метров. Сам водопад сквозь крупные и мелкие валуны "проваливался" в нижние этажи пещеры. Но для человека здесь дороги не было. И все же продолжение было найдено. А. Морозов обнаружил щель в каменном завале. Новая галерея ؅сквозь окна в полу видна река — привела к сумрачному гроту. Его дно выстилал песок, на уступах стен высились глиняные сглаженные столбики – елочки. Было похоже, что в паводки вода поднимается высоко.
Здесь, в самой нижней достигнутой точке полости, и была прибита пластинка с именами первопроходцев и посвящением «терпеливым женам спелеологов» — зал получил имя Пенелопы.
Дальше — новый завал. Но для работы времени уже не оставалось.

MOSCOW NEWS
weekly No. 15, 1980

CHAMPIONS OF THE UNDERGROUND KINGDOM

Летом 1980 года Д. Усиков собрал энергичную бригаду, в которую, кроме него, вошли Евгений Войдаков, Олег Кабанов, Виктор Козлов, Татьяна Немченко.

Завал не устоял перед дружным натиском. Сотню метров прошли спелеологи вверх по щелям между монолитным потолком и глыбами, где протискиваясь через узости, где раздвигая стокилограммовые глыбы. И вышли в новый зал. Но путь к реке преградила непроходимая узость. Ввиду приближения циклона пришлось срочно возвращаться на поверхность.

36   Г.В.Людковский и др.
Об исследовании

УВЛЕЧЕНИЙ

ПОД ЗЕМЛЕЙ,
КАК В КОСМОСЕ

"Советская Россия", 28 января 1982 г. 23 (7774)
Орган ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров РСФСР

В пещере с
прошлого года

"ИЗВЕСТИЯ"
СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
Пятница, 26 февраля 1982 года (номер газеты неизвестен)
Экспедиции, приключения

71 день
под землёй

«Московский комсомолец»
Среда, 21 апреля 1982 года (№ 93)
ОРГАН МК И МГК ВЛКСМ

КАК ТАМ,
НА ГЛУБИНЕ?

Тексты песен
Константина Серафимова

"НАУКА И ЖИЗНЬ",
2, ФЕВРАЛЬ 1984 ГОДА
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ
ОРДЕНА ЛЕНИНА ВСЕСОЮЗНОГО ОБЩЕСТВА "ЗНАНИЕ"

ВЕСТИ ИЗ ЭКСПЕДИЦИЙ

«ИЗВЕСТИЯ»
СОВЕТОВ НАРОДНЫХ
ДЕПУТАТОВ СССР
Пятница, 17 марта 1984 года (номер неизвестен)

Пещера Снежная:
ОТКРЫТИЕ
ПОДТВЕРДИЛОСЬ

«Вечерняя Москва»
Вторник, 27 сентября 1983 года (номер неизвестен)
ГАЗЕТА МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО КОМИТЕТА КПСС И МОССОВЕТА

ГДЕ НЕ
СТУПАЛА
НОГА ЧЕЛОВЕКА

Top.Mail.Ru

Кратко о пещере|исследователи| ad memoria|библиотека|архив|снаряжение|медаль